I методологический подход «Оценка ущерба/вреда от деградации земель»

Таким образом, экономическая оценка деградации земель может базироваться на расчете экологического ущерба/вреда, причиненного нерациональной деятельностью, путём сравнения свойств нарушенных (деградированных) почв с эталонными («фоновыми»), или, если имеется соответствующая информация, со свойствами тех же почв до начала деградационных процессов. Потенциально существует возможность моделирования возможного ущерба/вреда, но методология подобного моделирования не вполне разработана.

В Российской Федерации такой подход (экономическая оценка ущерба/вреда от деградации земель через сравнение деградированных и  эталонных почв) доминирует. Разработаны шкалы деградации и загрязнения почв и земель, опирающиеся на представлениях об устойчивости экосистем к внешней нагрузке, о допустимых уровнях  изменений качества окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов («Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель», Минприрода России, Роскомзем, Минсельхозпрод, 1995; Яковлев, Евдокимова, 2011). За последние десятилетия были приняты  различные общефедеральные и региональные методики оценки ущерба/вреда, нанесенного почвам и землям в результате деградации, загрязнения и  захламления  последних -

1. «Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» (Утверждена Роскомземом  10 ноября 1993 г. и Минприродой  РФ 18 ноября 1993 г.).

2. «Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель» (Утверждена приказом Роскомзема  и  Минприроды России от 17 июля 1994 г.).

3. «Методика исчисления размера ущерба, вызванного  захламлением, загрязнением и деградацией земель на территории Москвы»  (Утверждена Постановлением Правительства Москвы от 22 июля 2008 г. № 589-ПП).

4. «Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» (Утверждена приказом Минприроды России  от 8 июля 2010  № 238).

С точки зрения экономической науки, подобный подход является в определённой степени упрощённым, поскольку не учитывает локальные особенности трудозатрат, рынков сельскохозяйственной продукции, инфраструктурные издержки и множество других показателей помимо свойств почв, которые влияют на экономическую эффективность сельскохозяйственного производства. Экономический эффект деградации земель на сельскохозяйственное производство, равно  как  и  на экосистемные сервисы, не рассчитывается: необходимость рекультивации почв априорно считается необходимой в соответствии с действующим законодательством, а величина ущерба/вреда, как правило, соответствует стоимости рекультивационных работ и упущенной выгоды. Поэтому часто при расчете ущерба/вреда не пользуются указанными методиками, а рассчитывают затраты  на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель,  восстановлению деградированных земель, изъятию отходов  с захламленных участков.

Оценка экологического ущерба/вреда, нанесенного землям в результате их деградации, загрязнения и захламления, используется в Российской Федерации для реализации идеи «Землепользования с чистого листа»: разработана и действует Федеральная целевая программа на 2014 – 2025 годы «Ликвидация накопленного экологического ущерба». Основными этапами этой программы являются работы, связанные с инвентаризацией  деградированных и загрязненных земель, последующей их рекультивации  и возвращением  в соответствующую  систему землепользования.

В практике конкретного землепользования данный подход активно используется для оценки ущерба при промышленном загрязнении, но практически не применяется для наказания землепользователей, которые вызвали ускоренную деградацию почв в результате нерационально сельскохозяйственного использования почв. Отчасти это связано с тем, что трудно доказать решающий вклад нерациональных методов ведения хозяйства в развитие деградационных процессов. В то же время и расчет затрат на рекультивацию земель, подверженных необратимым процессам деградации, например, овражной эрозии, представляют собой нетривиальную задачу.